История русского сарафана

Изучая историю костюма, мы можем проследить не только тенденции, присущие той или иной эпохе, но и особенности климата, географию, род деятельности населения.

В России женская одежда несла самобытный характер и была предметом искусства — крестьянки собственноручно ткали, вышивали, плели, шили и декорировали вещи. Носились такие наряды по праздникам и важным семейным датам, а хранились в тяжёлых сундуках.

В российских климатических условиях (в отличие от индийских, например), основная работа приходилась на тёплые летние месяцы. Зимние вечера были посвящены рукоделию в семейном кругу — бабушки и мамы передавали навыки детям.

История сарафана

 

История русского сарафана начинается с упоминания в Никоновской летописи от 1376 года, а само слово появилось в нашем языке из персидского (ныне — иранского) “саран па”, что обозначает “через голову”. В литературе того времени такой термин встретить было практически невозможно — авторы использовали слово “косоклинник”, корень которого указывал на его крой — клиньями.

 

Традиционные модели того времени были длинные прямого и трапециевидного силуэта, носились поверх рубахи и имели два вида — глухой и распашной.

Распашные модели имели форму современного халата, которые декорировались красивыми пуговицами и застёжками. Глухой вариант надевается через голову и держится на бретелях.

 

Первыми такие платья носили мужчины в качестве парадного варианта из дорогих материалов — бархат, парча, натуральный шёлк. Чуть позже это одеяние переняли представители духовенства, адаптировав его для своих целей, а затем и женщины.

 

Наивно считать, что все крестьянские сарафаны были изготовлены исключительно из сукна, ситца и мешковины. Для праздников и свадеб одежда изготавливалась преимущественно из шёлка.

 

В национальной культуре остались воспоминания и о неотъемлемых цветах — насыщенные красные, синие, голубые. Реже — зелёные и бордо.

При этом красный встречается немного чаще остальных — это цвет любимый и крестьянками, и боярынями. В то время народный костюм использовал более тридцати вариантов красного! Пантон того времени состоял из мясного, червчатого, червонного, багрецового, кровавого и многих других оттенков.

 

Украшали сарафаны различными растительными и геометрическими узорами и фигурами, орнаментами из животных (чаще оленей), птиц и людей. На иллюстрациях мы можем встретить знаки солнца, крестов, ромбов и круга.

История русского сарафана в фото

 

Если сравнить историю сарафана по происхождению женщины — простолюдинки и боярыни, — то разница была лишь в наличии и отсутствии большого количества мехов, отделки драгоценными металлами и камнями. Поверх лёгкого сарафана надевалась душегрея (кардиган), которую рабочие крестьянки надевали лишь по праздникам.

 

Исконно русский сарафан стал являться частью народной истории после реформ царя Петра I, который создавал российскую империю с конца XVII века. Под запретом стало носить традиционную одежду, её следовало заменить европейским стилем того времени.

Сделав круг в почти сто лет, во времена правления Екатерины Великой (XVIII в.), сарафан снова приходит в гардеробы всех сословий. Государыня возродила российское платье едва сев на трон и первой начала носить его не только в повседневности, но и на приёмы, подавая пример не только придворным дамам, но и простолюдинам. Тем самым она воспитывала и прививала подданным позабытое в петровское время чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности.

 

Сегодняшний день до сих пор черпает вдохновение в истории и служит источником создания новых коллекций.

 

Остались вопросы? Есть чем поделиться? Оставляйте комментарий в форму ниже.

2019-03-27

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*